Хочу рассказать об одном случае из моей практики. Это случай женщины тридцати лет, страдавшей социофобией. Она была согласна на то, чтобы материалы сессии были опубликованы. Всё началось, как она считает, в школе, где её обижали, оскорбляли и унижали её одноклассники. Постепенно у неё развился страх оказаться на виду, на публике, страх выступлений… Позже к этому добавились физиологические проявления (дрожь в голосе, дрожь рук, слабость в теле и ногах). И в довершение появился страх контакта глаз. Она стала бояться смотреть людям в лицо. Всё это появлялось и усугублялось постепенно. Клиентка получила высшее образование, несмотря на то, что страх ей мешал, и не позволил получить красный диплом, хотя она изначально готовила себя к этому и мечтала о нём. После учёбы работать в офисе она не смогла и ушла во фриланс, где не нужно было физически контактировать с людьми. Но в добровольной самоизоляции, имея патологическую склонность, она окончательно потеряла способность к оффлайновому общению с людьми, кроме матери и мужа. Они даже были вынуждены отказаться принимать гостей и принимать приглашения в гости. При этом она не могла смотреть в глаза даже своей матери и мужу.
Клиентка обратилась с запросом: возможно ли справится с этой проблемой без обращения к психиатру? Можно ли разработать стратегию выхода? Во время нашей встречи выяснились следующие убеждения женщины: не понимаю, почему так всё сложилось. Наверное, во всём виноваты жестокие злые люди, которые покалечили мою психику? Что со мной не так? Почему я не могу получать радость от общения даже с близкими людьми? Я ничтожество, неуклюжая, достойная только высмеивания, ни на что не способная.
К моменту нашей встречи женщина испытывала чувство безысходности и полное непонимание того, как нужно действовать. Одно она понимала — её мир стремительно сжимается. В этот момент мне важно было донести до неё мысль, что в структуре нашей психики есть части, которые автоматически, без участия сознания, выполняют разные важные для нас функции. Например, у водителей есть часть, которая автоматически управляет автомобилем, в то время как сам водитель обдумывает дела на завтра или события текущего дня. И одна из важнейших задач глубинных структур нашей психики — наша безопасность, физическое выживание.
У нашей героини сформировалась часть, которая, в целях безопасности, считала правильным вызывать при социальных контактах чувство паники, включать режим парасимпатической нервной системы и острое непреодолимое желание бежать (о желании бежать она тоже говорила). Есть очень хорошая психотехнология, которую я часто использую со своими клиентами. Без рассуждений, размышлений и затраты многих лет жизни и больших сумм денег она позволяет быстро выявить некорректно работающую часть в структуре психики, и переписать её так, чтобы она работала устраивающим клиента образом. Хочу заметить, что весь процесс происходит при моём участии, но делает всё сам клиент, ориентируясь на свои потребности, что исключает злонамеренное вмешательство специалиста без ведома клиента. Эту практику мы и применили. Моя подопечная сразу же смогла оценить, насколько ей стало легко. Она была счастлива. После многих лет страданий она даже не могла сразу поверить, что это надолго. Но через неделю она дала мне знать, что всё хорошо и больше не нуждается в помощи.
* Возможно, вас тяготит отсутствие девушки или молодого человека. Или наоборот, присутствие, что тоже бывает.
* Возможно, вы не удовлетворены работой, но бросать её сейчас страшно.
* Возможно, вас нервируют ваши дети.